Эпидемия COVID-19: Психологические последствия в Китае

В моём прошлом материале я передавал опыт американского исследования последствий карантина в условиях пандемии H1N1 2009 года. Сегодня мне хотелось бы предложить вашему вниманию масштабное общенациональное исследование проведённое в Китае для анализа психологических последствий карантина в ситуации распространения COVID-19.

Уже сейчас известно, что изоляция привела многих подверженных ей людей к психологическому дистрессу и в частности к развитию панического расстройства, тревожного расстройства и депрессии. Для описываемого исследования был разработан специальный онлайн-опросник (CPDI – COVID-19 Peritraumatic Distress Index), основанный на диагностических критериях специфических фобий и стрессовых расстройств из 11-ой редакции Международной классификации болезней, а также на мнениях экспертов в области психиатрии. Опросник был опубликован 31-го января 2020 года и был доступен всему населению Китая. В дополнение к демографическим данным опросник включал в себя вопросы о частоте симптомов тревоги, депрессии, специфических фобий, когнитивных изменений, избегающего и компульсивного поведения, а также физических симптомов и потере социального функционирования за последнюю неделю. На шкале от 0 до 100 значение от 28 до 51 пунктов отвечало дистрессу мягкой-средней степени, значение от 52 пунктов и выше – тяжёлому дистрессу.

Опрос получил 52730 валидных ответов. 35,27% опрошенных были мужчинами, 64,73% – женщинами. При арифметическом среднем общего индекса дистресса 23,65 и стандартном отклонении 15,45 пунктов 29,29% опрошенных сообщили значение индекса в диапазоне от 28 до 51 пунктов, а 5,14% опрошенных – значение выше 52 пунктов. Женщины показали значимо более высокий уровень дистресса нежели мужчины, что созвучно с результатами предыдущих исследований, показывающих, что женщины более подвержены воздействию стресса и развитию посттравматического стрессового расстройства. Респонденты моложе 18 лет показали наименьший уровень дистресса, в то время как его наивысшие показатели были обнаружены у респондентов от 18 до 30 лет и у респондентов старше 60 лет.

Двумя возможными объяснениями низкого уровня дистресса у подростков могут быть относительно низкая заболеваемость в этой возрастной группе и ограниченная подверженность эпидемии за счёт домашнего карантина. Более высокие показатели дистресса у молодых взрослых (от 18 до 30 лет), похоже, подтверждают результаты предыдущих исследований: молодые люди склонны получать большое количество информации из социальных медиа, что может быть триггером стресса. Учитывая, что во время эпидемии смертность была наибольшей среди людей старшей возрастной группы, не удивительно, что эта группа людей с большей вероятностью страдает от психологических последствий.

В то же время люди с более высоким уровнем образования склонны быть подвержены более высоким уровнями дистресса, вероятно в связи с более осознанным отношением к своему здоровью. Важно отметить, что из всех форм занятости наиболее подверженной дистрессу оказалась группа трудовых мигрантов. Факторами, объясняющими их склонность к более высокому уровню стресса, могут быть страх заражения при использовании средств общественного транспорта и тревога о задержке в работе и ожидаемой потере дохода. Также уровень дистресса был обусловлен доступностью локальных медицинских ресурсов, эффективностью региональной системы общественного здравоохранения, а также мерами предотвращения и контроля, предпринятыми против ситуации эпидемии.

Объявление эпидемии и введения карантина могут быть событиями, значимо повышающими уровень дистресса. В то же время такие эффективные действия правительства как, опять же, введение карантина, снабжение медицинскими ресурсами и другие меры (общественное образование, улучшение индивидуальной защиты, медицинская изоляция, контроль общественной мобильности и сокращение общественных собраний) могут эффективно замедлить распространение вируса, в результате чего уровень дистресса может быстро снизиться, как показали результаты данного исследования. Исходя из описанных результатов авторы рекомендуют дополнительное внимание к особо уязвимым группам населения (молодёжь, пожилые люди, женщины и трудовые мигранты), улучшение доступности медицинских ресурсов и системы здравоохранения, стратегическое планирование оказания первой психологической помощи (вероятно средствами телемедицины) на национальном уровне, а также систему предотвращения и интервенции в случае наступления кризиса с использованием эпидемиологического мониторинга, скрининга, системы направлений и целевых интервенций.

Этот материал основан на статье:

Qiu J, Shen B, Zhao M, et al. A nationwide survey of psychological distress among Chinese people in the COVID-19 epidemic: implications and policy recommendations. General Psychiatry 2020; 33:e100213. doi:10.1136/ gpsych-2020-100213 Received 25 February 2020 Accepted 29 February 2020

Источник

Ссылка на этот материал:

https://nikitaandrejev.com/blog/epidemija-covid-19-psihologicheskie-posledstvija-v-kitae.html?utm_source=linksharing&utm_medium=referral&utm_campaign=epidemija-covid-19-psihologicheskie-posledstvija-v-kitae