Между «пациентом» и «клиентом»
Я регулярно замечаю, что и в работе, и за её пределами я попеременно употребляю эти два слова. Два слова — два значения. Стоило разобраться с этим раньше. Исправляю свою ошибку.
Дудь/Кучера
Поведение Оскара Кучеры в интервью, которое провёл Юрий Дудь, демонстрирует гистрионный склад личности — не обязательно именно расстройство, но очень заметные тенденции. Я придерживаюсь точки зрения, что это интервью было экспериментом, призванным продемонстрировать зрителю собирательный образ тех сегодняшних (не только, но в первую очередь) россиян, которые поддерживают войну.
COVID и теории заговора
С кризисом приходят теории заговора. А с теориями заговора снова становится актуальной психология теорий заговора. Этот раздел психологии существовал и до пандемии COVID-19, но интересным представляется вопрос о том, является ли текущая ситуация особенной. Что отличает последователей теории заговора о пандемии и вакцинации от тех, кто не разделяет эти точки зрения, что руководит этими людьми? Попытка разобраться в этом — цель этого дайджеста.
Модели депрессии #4: модель регуляции эмоций
Модель регуляции эмоций при депрессии утверждает, что отсутствие навыков регуляции эмоций может привести к депрессивным состояниям. Люди с депрессией часто чувствуют себя беспомощными перед лицом своих эмоций и боятся быть подавленными или поврежденными ими. Поэтому они пытаются подавить или избежать эмоций. Они избегают ситуаций, которые могут вызвать определенные эмоции. Или они пытаются решить эмоциональные проблемы, больше думая.
Модели депрессии #3: модель обработки информации
Эта модель утверждает, что депрессии способствует то, как люди обрабатывают информацию или делают общие заявления о себе, мире или будущем. Определенные стимулы из окружающей среды вызывают мысли и идеи, которые пессимистично описывают будущее и содержат негативное отношение к себе. Однобокая обработка информации способствует депрессии, если вы прибегаете к пессимизму до того, как проверили факты.
Модели депрессии #2: генерирование кризиса
Негативные, стрессовые жизненные события и депрессия неотделимы друг от друга. Классическое представление о развитии депрессии состоит в том, что негативное событие наносит удар человеку, предрасположенному к депрессии (модель диатеза-стресса). Однако наука утверждает, что это не вся правда.
Модели депрессии #1: потеря позитивного подкрепления
Эта заметка является первой в серии заметок о моделях, описывающих природу депрессии и помогающих определить стратегию работы с ней. Поскольку я обучен в первую очередь в традиции когнитивно-поведенческой терапии, мне хотелось бы начать с модели, объясняющей депрессию с точки зрения позитивного подкрепления.
Модель дефицита подкрепления Левинсона была первой из моделей, основанных на теории обучения, которая предлагала объяснение депрессии и подход к её лечению. Важной предпосылкой модели является то, что низкая частота позитивного подкрепления (вознаграждения) вызывает и поддерживает депрессию. Когда поведение вознаграждается, это приводит к увеличению вероятности повторения такого поведения и к хорошему настроению.
Пандемия и тревога
В актуальной ситуации пандемии и связанных с ней ограничений в повседневной жизни многие переживают сильную тревогу. Переживание тревоги нормально в ситуации кризиса, потому что многое не находится в области нашего контроля. Важно сосредоточиться на том, что находится у нас под контролем. Это наше поведение здесь и сейчас. Сложнее всего повлиять на саму эмоцию, несколько легче повлиять на мышление. Самое выполнимое в ситуации тревоги – изменить поведение, сделать его осознанным и целенаправленным.
Психологическое консультирование: процесс и факторы успеха
Процесс психологического консультирования не является чем-то магическим или таинственным. Это в должной мере прагматический процесс, направленный на решение проблемы, а в области ответственности психолога ‒ сохранять его прозрачным для клиента. Что является составляющими этого процесса и факторами его успеха?
Эпидемия COVID-19: Психологические последствия в Китае
В моём прошлом материале я передавал опыт американского исследования последствий карантина в условиях пандемии H1N1 2009 года. Сегодня мне хотелось бы предложить вашему вниманию масштабное общенациональное исследование проведённое в Китае для анализа психологических последствий карантина в ситуации распространения COVID-19.
Карантин, самоизоляция и посттравматическое стрессовое расстройство
Актуальная ситуация карантина или самоизоляции (важное отличие учитывая в первую очередь наличие и объем государственной поддержки граждан и предприятий) ставит нас перед неожиданным вызовом в том числе и с точки зрения психологического совладания. Однако эта ситуация не является абсолютно беспрецедентной. Пандемии и самоизоляция как средство организации общества для борьбы с ними имели место в том числе и в недавней истории. В психологии, так же как и в других науках, есть данные и анализ того, каковы были последствия этих событий. Этот текст и последующая серия текстов является попыткой узнать, какой опыт мы можем почерпнуть из истории, и, может быть, найти ответ на вопрос, как благодаря этому мы можем справиться с сегодняшним вызовом.
Звуки моря
Я привёз вам подарок из отпуска. Это запись звуков моря на побережье Лигурии. Слушайте и расслабляйтесь!
Проект "Внутренняя драма"
Внутри каждого из нас происходит постоянный диалог. Далеко не всегда он приятен. Часто он наполнен обвинениями, поводами для страха, грусти, гнева на себя и других. Вместе мы поймём его и будем искать пути изменить его и принести в Вашу жизнь больше равновесия, спокойствия и уверенности.
Проблемы и поиск их решения
Я хочу предлагать на моём сайте материалы, которые будут интересны и полезны для вас. Я буду очень благодарен всем, кто поучаствует в моём опросе!